Формирование единой терминологии. Нужно ли? Возможно ли?
---
Одним из актуальных вопросов для сферы flow arts от самого её зарождения и до наших дней является формирование чёткой структуры терминов. За всё это время и по сей день не сложилось единой терминологии. Над этим ломает голову в наше время, пожалуй, почти каждый учитель, который относится к манипуляциям более менее серьёзно.
В этой небольшой статье я описываю свой взгляд на проблему. Нужно ли искать единый язык для взаимодействия и, что не менее важно, возможно ли его найти?
Оба этих вопроса можно рассмотреть через призму того, чем живёт любой язык в наше время. Важным условием для существования любого языка является то, насколько он живой, т.е. насколько он изменяется. Искуственный, статичный язык обычно исчезает, например, по причине потери актуальности тех или иных конструкций. Живой язык всегда открыт для заимствования, отчасти благодаря чему также постоянно видоизменяется. В таких условиях он никогда не может быть абсолютно чётко описан и по полочкам разложен. Но, если не пытаться при том стремиться к некой единой форме, язык начинает «разъежаться», и через некоторое время различные информационно разделённые подсообщества потихоньку перестают понимать друг друга, общение в сообществе становится менее комфортным.
На мой взгляд нет однозначного ответа на поставленные в заголовке вопросы, и можно было бы на том завершить статью, но я всё же хотел бы поделиться несколькими важными выводами, которые для себя сделал в результате размышлений над проблемой, в форме набора советов:
- Не имеют смысла попытки доказать, что конкретная терминология самая верная и самая правильная, но при этом есть смысл в обсуждении терминологии.
- Не стоит смеяться над якобы «корявым» языком человека, попавшего из иного подсообщества. Любой спиннер всегда «вырастает» в своих совершенно отличных от ваших условиях, и термины в тех самых иных условиях вполне могут считаться общепринятыми, восприниматься иначе. Но при этом есть смысл в обсуждении достоинств, недостатков различных терминов, в попытках найти наиболее подходящие названия для того или иного движения, исходя из его смысла, в поисках наиболее грамотных определений.
- Не стоит бояться придумывать новые термины, если вы не смогли найти их уже существующий аналог. Если объект имеет некие важные отличительные особенности – он всегда может быть назван. Вполне возможно, именно ваш термин «устаканится» в сообществе и станет общепринятым. Если же нет – ничего страшного.
- Будьте открыты для корректировок собственной терминологии. В этом время от времени есть смысл.
- При попытках классификации движений стоит учитывать, что структура теорий flow arts крайне сложна и смешана подобно устройству нашего мозга. Попытки выстроить линейную или даже древовидную структуру в один прекрасный момент приведут к неоднозначностям. Некоторые движения могут относиться к нескольким группам одновременно, семейства элементов в определённых сочетаниях могут «хитрыми» путями приводить к образованию совершенно новых семейств и т.д. При этом попытки структурировать свои знания всегда приводят к результатам. Учителя, формируя собственные программы обучения, проделывают это раз за разом, время от времени почти целиком перекраивая системы.
- Сложность движения – понятие также очень относительное. Для каждого человека на том или ином этапе восприятие её меняется. Более того, ввиду личного индивидуального опыта сложность каждого движения может быть абсолютно разной. Например, кто-то сложнее осиливает геометрию, но легко справляется с жонглированием, а кто-то – наоборот. Дополнением к вышеуказанным аргументам будет то, что в зависимости от угла зрения на одно и то же движение, его сложность также будет меняться. При этом всём, для себя и для своих учеников есть смысл сформировать как можно более чёткую градацию движений по сложности. Это, само собой, качественная, а не количественная, всегда очень субъективная оценка, и стоит учитывать данную особенность, когда общаетесь с коллегами или когда удивляетесь, приходя на тот или иной мастер-класс. (У слов «база», «средний» и «продвинутый уровень» нет и не может быть единого смысла даже исходя из того, как эти группы названы). Но без установки уровней, как известно, эффективность развития всегда снижается.
- Не бойтесь учить окружающих, называя вещи именами, в общепринятости которых не уверены, а также учиться у людей, называющих движения иначе. Если человек смеётся над терминологией коллеги – он просто чего-то ещё не понимает и пока не научился держать свои эмоции под контролем. Самое главное – это смысл, идея. Не важно, в каких формах – в передаче полезных знаний всегда есть смысл. Ну и, думаю, в случае чего при вы всегда можете сослаться на данную статью =)
Надеюсь, данный текст наталкивает на какие-то мысли. А также надеюсь, что текст оказался полезен, написан не зря и не вызвал у вас негативных эмоций. В любом случае спасибо тому хорошему человеку, который всё прочитал! :)